Коммунальное зазеркалье
31 августа 2021
Представьте, вы приходите в магазин, чтобы купить пакет молока. Подходите с товаром стоимостью 55 рублей к кассе и начинается...
Сначала вас упорно игнорирует оператор, обслуживает всех, кроме вас. Вы терпеливо ждёте, когда всё же обратят внимание. В конце концов кассир обращает внимание, пробивает товар и заявляет:
- С вас 130 рублей.
- Откуда 130? Почему такая сумма, ведь вот же вся покупка – пакет молока, на ценнике чётко указано – 55 рублей! – удивляетесь вы.
- Гражданин, не будете платить, вызовем полицию, – не сдаётся кассир. – У меня отбито два пакета молока, значит, и платите за два.
Приглашённый арбитр из администраторов заведения в итоге нехотя соглашается – да, пакет один, так и быть, за второй платить не надо.
- С вас 65 рублей! – заявляет кассир.
- Да почему 65? Если молоко 55 стоит! – опять недоумеваете вы. – Вот же ценник!
- А это сегодняшнее молоко 55 рублей, а вы взяли пакет вчерашнего, он за 65.
- Так нигде же не написано, что этот пакет на 10 рублей дороже других. Почему я должен платить больше? – ощущение зазеркалья у вас крепнет с каждой минутой и очередным поворотом в диалоге с работниками магазина.
- Мы знаем, что пакет стоит 65 рублей, для вас этого достаточно. Платите, а то вызовем полицию...
ЗА ЧТО-ТО ВЫ ТОЧНО ДОЛЖНЫ
Смешно, правда? А точнее, невероятно, чтобы так с вами разговаривали в торговом заведении. Однако если подобным образом общение происходит с представителями организации, предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, то уже не так и удивительно. Увы, но зачастую мы во власти монополистов, которые диктуют нам свою волю.
Сложно сказать, сколько потребителей Хакасии попали в престранную историю после того, как был заключён договор с ООО "Аэросити".
В соответствии с фантастической историей покупки молока в магазине, реальное общение с "Аэросити" началось с игнорирования. Почти год компания не обращала внимание на одного из своих потребителей, и это при том, что как ответственный человек я писала, звонила, в общем, напоминала о себе. К концу года у "Аэросити" всё же дошли руки и до меня. Пришла расчётка сразу за одиннадцать месяцев, причём с начисленной пеней за неплатежи! Отчего-то мои попытки пробить броню и добиться квитанций в течение года во внимание не были приняты, акцент был сделан по принципу: "Так я уже пробила два пакета молока".
Кстати, что касается двух пакетов – "Аэросити" и здесь оказалось на высоте. С какой-то радости приписали в проживающих лишнего человека. Откуда они взяли количество прописанных – одному Богу известно.
В результате телефонного переговора с "Аэросити" родилось подозрение – быть может, это ООО "НТК-плюс" что-то напутало? Хотя тоже странно. Ведь именно эта организация рассылает квитанции по другим ЖКУ, и там с учётом фактически прописанных всё нормально.
ЭТО В ОДНУ РЕКУ ДВАЖДЫНЕ ВОЙТИ...
К слову сказать, когда поделилась с приятелями таким странным положением с "Аэросити", в ответ пришли не менее интересные сообщения:
- "Аэросити" шлёт платёжки на моего ушедшего в мир иной, как уж 6 лет, отца, – писала Елена С. – И ничего, не стесняется. При этом прописали в квартире 5 человек. Самое смешное, что они свои данные печатают на одной платёжке с УЖК, которая указывает данные всего на 2 прописанных человек.
- Мне платёжки на умершую маму приходят, – прокомментировала Надежда С. – В доме никто не прописан, мусор не вывозится, контейнера нет. Я писала заявление, что в доме никто не проживает, но в "Аэросити" сказали, что им не важно. На объект без жильцов они выставляют счёт на одного человека. Мотивировали тем, что может быть у меня 10 квартир, должна платить за каждую.
- 4000 нам приходит за недостроенный дом, где, соответственно, никто не прописан, – рассказывает Елена Г. – Счет приходит на всю семью, а на звонки, естественно, не отвечают.
- Мне вообще на пустующий участок, огороженный, бака нет, пришел счет из "Аэросити", и пеня, – сообщает Сергей В. – У меня на участках (не сдан в эксплуатацию, никто не живёт) такая интересная квитанция приходит: "площадь 0, проживающих 1 человек!" Это как? У многих жителей благоустроенных квартир имеются так называемые дачи, на участках которых выращивают овощи и за которые также предъявляется плата за ТКО. Но норма накопления ТКО установлена на человека, а не на домовладение. Поэтому одного человека не могут считать дважды.
- У нас дом угловой, так нам присылали по две квитанции с двух сторон, – жалуется Лидия В. – Пару раз пришлось собирать документы и доказывать, что за одну услугу дважды не должны платить.
В конечном итоге мне удалось убедить "Аэросити" изменить количество проживающих на фактическое. Был даже сделан минусовой перерасчёт, однако полностью вопрос так и не решился. По-прежнему приходят квитанции с непонятным долгом и пенёй.
Очередной диалог с "Аэросити" протекал примерно так:
- За что вы требуете с меня деньги, пеню?!
- Ну вы, видимо, нам не заплатили...
- Что значит, видимо, не заплатила? У меня все квитанции есть. Когда и за что я не платила?
- Мы не знаем, но раз есть счёт, значит, не заплатили...
Впоследствии пришлось в очередной раз писать заявление в "Аэросити" с просьбой объяснить – да что за долг-то такой?! Через какое-то время ответ пришёл, но, честно скажу, яснее не стало. Не помогло даже вмешательство знакомого бухгалтера, который сразу сказал – в письме "Аэросити" должны были объяснить, откуда появилась сумма первоначального долга, но они это не сделали. Единственное, что предположил финансовый работник – это то, что какое-то время в 2019 году тариф за вывоз мусора был выше, чем к концу года. Однако откуда я, как потребитель, должна об этом догадаться – ума не приложу.
За разъяснениями обратилась в Роспотребнадзор по РХ. Начальник отдела по защите прав потребителей Вера Урмацких прокомментировала:
- Решением таких вопросов занимается Минстрой в части оплаты коммунальных услуг, по качеству работы – жалобы надо отправлять в Минприроды. На проверку сообщения отводится 30 дней. Если в результате проверки специалисты Минстроя скажут, что начисления были недостоверными, то мы можем помочь потребителю обратиться в суд. Без решения Минстроя мы не имеем права, так как не можем проверить законность расчётов.
У нас была ситуация, когда мы штрафовали "Аэросити" за предоставление услуг, не соответствующих правилам. В Саяногорске "Аэросити" отказывалось вывозить мусор в связи тем, что они, якобы, проехать не могут. Мол, дороги в частном секторе так развезло, что грузовики не проходят. Тогда нам пришлось вмешаться. У "Аэросити" был вывешен на сайте график вывоза мусора, мы делали запросы в Гисметео, чтобы они сообщили фактические погодные условия на указанный период.
Предоставляя услуги, "Аэросити" в обязательном порядке должны были указать тариф, исходя из которого производили свои расчёты.
НА ПРОВОДЕ МИНСТРОЙ
Специалисты минстроя республики пояснили, что в платежном документе обязательно указывается информация о размере тарифов (цен), норматив потребления коммунальной услуги, объем услуг (в данном случае – количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении).
Кроме того, региональный оператор по обращению с ТКО не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов обязан проинформировать об изменении тарифов и нормативов накопления ТКО. При этом в случае перерасчета (уменьшения) ошибочно начисленной платы подлежит перерасчету и начисленная на такой платеж пеня.
За 2020 года в Минстрой Хакасии поступило 284 обращения по вопросам ТКО, в том числе 225 обращений по вопросам оплаты за коммунальную услугу. А за истекший период 2021 года в Минстрой Хакасии поступило 62 обращения по вопросам обращения ТКО.
По результатам рассмотрения обращений в 20 процентах случаев Министерством выявляются нарушения требований законодательства в части надлежащего вывоза ТКО, КГО (крупногабаритных отходов); предъявления платы потребителям услуг (в том числе в случаях начисления платы на фактически не проживающих в жилом помещении граждан; на жилые объекты, о которых отсутствуют сведения в Росреестре и ГИС ЖКХ); несоблюдения сроков направления ответа заявителям.
ПОМОЖЕТ ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН
Алгоритм действий при возникновении конфликтной или любой другой ситуации по оказанию услуг ТКО довольно непростой и не каждый потребитель готов ходить по этим кругам.
Чтобы облегчить "коммунальные страдания" людей, партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ" уже несколько лет назад создали проект "Центр защиты прав граждан", который помогает простым людям разобраться с подобными неурядицами.
А совсем недавно был запущен проект "Проверь платежку", направленный на недопущение обмана потребителей поставщиками коммунальных услуг.
Поэтому если у вас есть сомнения в правильности начисления платы за ту или иную услугу – обращайтесь в "Центр защиты граждан". Он находится в Абакане по адресу: ул. Щетинкина, 69. Приходите, и вам обязательно помогут.